У японцев не меньше творческого потенциала, чем у американцев. Все зависит от того, что считать творчеством. В Японии делается упор на решение проблем, новый подход к старой задаче. Подобное творчество тяготеет к коллективной работе и нечеткой логике. На Западе культивируется образ творца-одиночки и внезапного озарения. Мы имеем практическое творчество в одном случае, романтическое творчество в другом. Они важны в равной степени, но любят смотреть друг на друга недоуменно или даже презрительно. Японцы ругают американцев за небрежность и хаотичность, американцы ругают японцев за страсть к подражанию. Обе черты имеют место, но не обязательно являются недостатками. Скорее даже они дополняют друг друга.
Другие цитаты по метке «японец»
(для переключения между цитатами используйте панель справа)
Это маятник чувств, он качается туда-сюда, между привязанностью и отвращением, влюбленностью и злобой… Нет, неверный образ. Чувства не сменяют друг друга, они неразделимы и взаимосвязаны. Нельзя любить, а потом ненавидеть, а потом снова любить Японию. Можно любоненавидеть Японию, можно стремиться быть близко-далеко от нее, а еще можно хотеть остаться-уйти.
Раньше мне казалось, что японское «в будущем» означает «скоро» или «со временем», но это не так. Это «в будущем» относится не ко времени, а к иному плану бытия. Оно означает «в другой жизни, в другое время».
…Мы, японцы, стесняемся признаваться в таких вещах. Нам кажется, если сказать о любви вслух, она потеряет часть силы.
Обычно чужак превращается сперва в изгоя, потом в своего. В Японии ты навсегда останешься изгоем. Последнего шага, признания своим, не будет. Нас держат на расстоянии вытянутой руки, поклона, барабанной дроби. Японцы вовсе не жестокосердны. Беда не в том, что тебе не рады. Тебе рады — но как иностранцу. Беда не в том, что тебя не включают в свой круг, а в том, что тебя принимают частично. Дверь открыта, но цепочку не сняли. Одной рукой манят, другой — отталкивают. Япония — страна не разбитых сердец, это страна оскорбленной гордыни. Я не мог бы стать японцем, даже если бы я этого хотел. Мы все без труда отказываем, но отвергнутым не хочет быть никто.
Мечта. Японец всегда мечтает о чем-то несбыточном. Здесь такие мечты на каждом шагу, они как бесчисленные боги, населяющие каждую гору, каждый камень, каждый островок в каждой бухте. Их можно встретить в любом доме. Им посвящают алтари, умиротворяют мелкими подношениями, они неуловимы, как туман, вездесущи, как воздух. Мечты не сбываются. Среди японских идеалов числится самопожертвование, и первое, чем жертвует человек — своей потаенной, очень личной, несбыточной мечтой. Япония стоит на вздохах.
В Японии тебя окружают призраки, и прошлое всегда рядом — нужно лишь научиться видеть невидимое.
В Японии люди, находящиеся в гармонии друг с другом, например, пианист и скрипач, играющие дуэтом, называются «А-ун но кокю». «Кокю» означает «дыхание», а все сочетание — «совершенство», «изысканную гармонию». Двое или больше дышат как одно. Если самореализация — это идеал, к которому стремится западный мир, то единое дыхание — это идеал, к которому стремится Япония и большая часть Азии. У слова «гармония» в Японии такая же харизма, как у слова «свобода» на Западе.
Если уж ты ростом с японца, то и должен был родиться японцем. Неправильно устроен этот мир.